Н.М. Муравьев. «Историческое обозрение хода общества», написанное в ходе следствия.

8 января 1826 г.
Государственный архив Российской Федерации
Ф. 48. Оп. 1. Д. 336. Л. 23–24.

В камере Петропавловской крепости по требованию следствия Никита Муравьев написал историю тайного общества, в которой объяснял мотивы, двигавшие декабристами. Документ написан рукой Н.М. Муравьева и сейчас хранится в его следственном деле.

«[...] В продолжение 1816-го года Александр Муравьев предложил мне составить общество, имеющее целью введение в России монархического представительного правления. По сему случаю пригласил он к себе Сергея и Матвея Муравьевых-Апостол, Якушкина и меня. После многих совещаний дело разошлось без всяких последствий. Якушкин через непродолжительное время перешел в армию и поступил в полк генерала Фонвизена, который быв еще тогда полковником, находился с полком в Черниговской губернии и вскоре с оным перешел в Москву. В это время познакомился я с Пестелем, и найдя в нем те же мысли, сблизил его с Александром Муравьевым, который в то же время вступил в связь с князем Трубецким. Пестель взялся написать устав общества, которое и возымело свое начало в феврале 1817-го года, под именем Союза спасения. Союз сей состоял из трех степеней: братий, мужей и бояр. Из третьей степени избирались, сколько помню, ежемесячно старейшины. Обряды приема долженствовали быть торжественные. Вступающий давал клятву сохранить в тайне все, что ему скажут, если оно не будет согласно с его мнением, по вступлении он давал другую клятву. Каждая степень и даже старейшины имели свою клятву. Через несколько дней Пестель приобрел обществу кн[язя] Лопухина в качестве боярина. Копия с устава была доставлена в Москву к Якушкину, в твердом уверении, что он немедленно вступит в бояре без прекословия. Устроив общество, Пестель уехал в Митаву, и Александр Муравьев заступил место старейшины. Генерал Михайло Орлов находился тогда в П[етер]б[урге]. Они открылись друг другу, потому что каждый из них стал уговаривать другого вступить в свое общество. Переговоры сии кончились тем, что они обещались не препятствовать один другому, идя к одной цели, и оказывать себе взаимные пособия. Нашему обществу стал известен один г[енерал] Орлов – его обществу один Александр Муравьев.

Сей последний желал приобрести Обществу брата своего Михаила, Бурцова и Петра Колошина. Но они не иначе соглашались войти, как с тем, чтобы сей устав, проповедующий насилие и основанный на клятвах, был отменен и чтобы общество ограничилось медленным действием на мнение. Итак Союз спасения рушился после трех или четырех месяцев существования. Все формы оного были уничтожены, и бесконечные прения возникли, какое дать устройство обществу. Между тем Михайло Муравьев и Петр Колошин были переведены на службу в Москву. Большая часть членов также вскоре пошла в Москву в отряде войск Гвардейского корпуса.

В то же время в Москве Якушкин, получив устав Союза спасения, нашел его несообразным со своим образом мыслей, согласовавшегося с мыслями Михайлы Муравьева. Особливо вознегодовал он против клятв и слепого повиновения, которого устав сей требовал от первых двух степеней к воли бояр и от самих бояр – решению большинства голосов. Он показал устав сей г[осподину] фон Визену, который разделил его образ мыслей. По прибытии в Москву начались споры, какую дать форму обществу и какую цель определить его занятиям. Еще в П[етер]б[урге] кн[язь] Лопухин доставил книжку немецкого журнала “Freywillige blätter”, в которой находился устав Тугендбунта в том самом виде, как оный, по сказанию сего журнала, был представлен в 1808 году на утверждение королю прусскому. Петр Колошин перевел его на русский язык. Устав сей весьма понравился Михайле Муравьеву, Фонвизину и Якушкину, которые настаивали, чтобы оный применить к состоянию России и народному характеру, на что другие члены не соглашались, так что Михайло Муравьев и Петр Колошин оставили общество. [...]»

Н.М. Муравьев. «Историческое обозрение хода общества»

Н.М. Муравьев. «Историческое обозрение хода общества», написанное в ходе следствия.
8 января 1826 г.

ГАРФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 336. Л. 23.

_______
 

«[...] В продолжение 1816-го года Александр Муравьев предложил мне составить общество, имеющее целью введение в России монархического представительного правления. По сему случаю пригласил он к себе Сергея и Матвея Муравьевых-Апостол, Якушкина и меня. После многих совещаний дело разошлось без всяких последствий. Якушкин через непродолжительное время перешел в армию и поступил в полк генерала Фонвизена, который быв еще тогда полковником, находился с полком в Черниговской губернии и вскоре с оным перешел в Москву. В это время познакомился я с Пестелем, и найдя в нем те же мысли, сблизил его с Александром Муравьевым, который в то же время вступил в связь с князем Трубецким. Пестель взялся написать устав общества, которое и возымело свое начало в феврале 1817-го года, под именем Союза спасения. Союз сей состоял из трех степеней: братий, мужей и бояр. Из третьей степени избирались,»

Н.М. Муравьев. «Историческое обозрение хода общества»

Н.М. Муравьев. «Историческое обозрение хода общества», написанное в ходе следствия.
8 января 1826 г.

ГАРФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 336. Л. 23об.

_______
 

«сколько помню, ежемесячно старейшины. Обряды приема долженствовали быть торжественные. Вступающий давал клятву сохранить в тайне все, что ему скажут, если оно не будет согласно с его мнением, по вступлении он давал другую клятву. Каждая степень и даже старейшины имели свою клятву. Через несколько дней Пестель приобрел обществу кн[язя] Лопухина в качестве боярина. Копия с устава была доставлена в Москву к Якушкину, в твердом уверении, что он немедленно вступит в бояре без прекословия. Устроив общество, Пестель уехал в Митаву, и Александр Муравьев заступил место старейшины. Генерал Михайло Орлов находился тогда в П[етер]б[урге]. Они открылись друг другу, потому что каждый из них стал уговаривать другого вступить в свое общество. Переговоры сии кончились тем, что они обещались не препятствовать один другому, идя к одной цели, и оказывать себе взаимные пособия. Нашему обществу стал известен один г[енерал] Орлов – его обществу один Александр Муравьев.

Сей последний желал приобрести Обществу брата своего Михаила, Бурцова и Петра Колошина. Но они не иначе соглашались войти, как с тем, чтобы сей устав, проповедующий насилие и основанный на клятвах, был отменен и чтобы общество ограничилось медленным действием на мнение. Итак Союз спасения рушился после трех или четырех месяцев существования. Все формы оного были уничтожены, и бесконечные прения возникли, какое дать устройство обществу. Между тем Михайло Муравьев»

Н.М. Муравьев. «Историческое обозрение хода общества»

Н.М. Муравьев. «Историческое обозрение хода общества», написанное в ходе следствия.
8 января 1826 г.

ГАРФ. Ф. 48. Оп. 1. Д. 336. Л. 24.

_______
 

«и Петр Колошин были переведены на службу в Москву. Большая часть членов также вскоре пошла в Москву в отряде войск Гвардейского корпуса.

В то же время в Москве Якушкин, получив устав Союза спасения, нашел его несообразным со своим образом мыслей, согласовавшегося с мыслями Михайлы Муравьева. Особливо вознегодовал он против клятв и слепого повиновения, которого устав сей требовал от первых двух степеней к воли бояр и от самих бояр – решению большинства голосов. Он показал устав сей г[осподину] фон Визену, который разделил его образ мыслей. По прибытии в Москву начались споры, какую дать форму обществу и какую цель определить его занятиям. Еще в П[етер]б[урге] кн[язь] Лопухин доставил книжку немецкого журнала “Freywillige blätter”, в которой находился устав Тугендбунта в том самом виде, как оный, по сказанию сего журнала, был представлен в 1808 году на утверждение королю прусскому. Петр Колошин перевел его на русский язык. Устав сей весьма понравился Михайле Муравьеву, Фонвизину и Якушкину, которые настаивали, чтобы оный применить к состоянию России и народному характеру, на что другие члены не соглашались, так что Михайло Муравьев и Петр Колошин оставили общество. [...]»