Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме».

1849–1851 гг.
Государственный архив Российской Федерации
Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 1–2.

Писарская копия с авторской правкой.

Размышляя об известной Платоновой республике, по сходстве политической теории Афинского философа с нынешним учением социализма и коммунизма, которые в настоящее время так занимают Европу, угрожая безопасности и спокойствию ее западных государств, я старался припомнить себе все, что читал об этом настоятельном, современном вопросе, и чтобы дать самому себе отчет об нем, вздумал набросать на бумагу мысли мои и сделать некоторые выводы.

Мне кажется, что в системах социализма и коммунизма, которые почти тождественны, нет ничего нового, кроме разве их названия и способа изложения: эти умозрения так же древни, как древен антагонизм между бедными и богатыми, между довольством и нищетою. Социализм и коммунизм стремятся уравнять людей в обладании вещественными благами, и думают того достигнуть уничтожением личного права собственности. Древнейший памятник ограничения этого права находим мы в Пятикнижии: / Левит. XXV, 10-13/. Моисей в учреждении лета покоя Господня

***

лета субботнеголета отпущения, имел, кажется, в виду, что земля, подобно воздуху и воде, не должна быть исключительною, безусловною собственностью некоторых лиц, ибо все земнородные имеют высшее право, живя на ней, посредством труда пользоваться ее благами. Пророк постановил в Израиле, чтобы всякой в порядке времени пятидесятый год все заложенные и проданные имения в течение протекшего пятидесятилетия, также и дома, безвозмездно возвращались семействам, которым принадлежали по первоначальному разделу земли Ханаанской – чтобы все долговые обязательства уничтожались сами собою, чтобы все рабы отпускались на волю и т.д. Этот закон был однако только ограничением, а не уничтожением права собственности.

Идеальная Платонова республика никогда не осуществилась, но в Древней Греции прежде Платона была республика, основанная на коммунистских началах: Спарта или Лакедемон, где по Ликурговым законам

***

все между гражданами было общее: общественное воспитание юношества без участия родителей, общие трапезы, общие земли, рабы, илоты – стеснение индивидуальной свободы и принесение ее в жертву свободе политической.

Был на земле и святый коммунизм: первая Христианская церковь в Иерусалиме1: в ней между братиями христианами все было общее, но не по уложению, а по духу любви и самоотвержения, к которому способны только избранные, облагодатствованные души или отрекшиеся от мира отшельники, заключившиеся добровольно в монастырских стенах, а не целый народ. Доказательство: первые церкви, основанные апостолом Павлом в Сирии, Малой Азии и Греции. Хотя эти церкви состояли из ревностных христиан, служащих для нас

____________________

1 Кто-то очень остроумно и верно представил в трех словах разницу между христианином Иерусалимской церкви и нынешним коммунистом: первый говорил брату: все мое – твое, а коммунист говорит: все твое – мое.

***

высокими образцами святой евангельской жизни; однако сам апостол уже не требовал от них отречения от всякой собственности, как такого совершенства в самоотвержении, которое недоступно большинству людей. Нашей падшей природе такое самоотвержение несносно – невыносимо для нее.

В истории видим мы не раз возобновление социалистских и коммунистских теорий, а также и попытки, всегда неудачные, осуществить их1. К первым, кроме Платоновой республики принадлежат: известное творение Томаса Моруса «Утопия», от него все несбыточные теории политические стали называть утопиями, – потом сочинения Мабли, Жан Жака Руссо, и особенно его «Contrat Social». В том же роде: революционные теории Робеспьера, Бабефа, новейшие умозрения Сен-Симонистов, Фурье и его фаланстер, Луи Блан, Прудона, Консидерана, Каабе, Пьера ле Ру и пр.

Попытка воззвать к жизни подобные несбыточные системы представляются еще в XII и XIII веках в еретических сектах.

____________________

1 Еще в древнем Риме не раз повторялись подобные попытки: аграрные законы.

Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме».

Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме».

1849–1851 гг.

Писарская копия с авторской правкой.

ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 1.

_______
 

Размышляя об известной Платоновой республике, по сходстве политической теории Афинского философа с нынешним учением социализма и коммунизма, которые в настоящее время так занимают Европу, угрожая безопасности и спокойствию ее западных государств, я старался припомнить себе все, что читал об этом настоятельном, современном вопросе, и чтобы дать самому себе отчет об нем, вздумал набросать на бумагу мысли мои и сделать некоторые выводы.

Мне кажется, что в системах социализма и коммунизма, которые почти тождественны, нет ничего нового, кроме разве их названия и способа изложения: эти умозрения так же древни, как древен антагонизм между бедными и богатыми, между довольством и нищетою. Социализм и коммунизм стремятся уравнять людей в обладании вещественными благами, и думают того достигнуть уничтожением личного права собственности. Древнейший памятник ограничения этого права находим мы в Пятикнижии: / Левит. XXV, 10-13/. Моисей в учреждении лета покоя Господня

Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме».

Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме».

1849–1851 гг.

Писарская копия с авторской правкой.

ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 1об.

_______
 

лета субботнеголета отпущения, имел, кажется, в виду, что земля, подобно воздуху и воде, не должна быть исключительною, безусловною собственностью некоторых лиц, ибо все земнородные имеют высшее право, живя на ней, посредством труда пользоваться ее благами. Пророк постановил в Израиле, чтобы всякой в порядке времени пятидесятый год все заложенные и проданные имения в течение протекшего пятидесятилетия, также и дома, безвозмездно возвращались семействам, которым принадлежали по первоначальному разделу земли Ханаанской – чтобы все долговые обязательства уничтожались сами собою, чтобы все рабы отпускались на волю и т.д. Этот закон был однако только ограничением, а не уничтожением права собственности.

Идеальная Платонова республика никогда не осуществилась, но в Древней Греции прежде Платона была республика, основанная на коммунистских началах: Спарта или Лакедемон, где по Ликурговым законам

Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме».

Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме».

1849–1851 гг.

Писарская копия с авторской правкой.

ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 2.

_______
 

все между гражданами было общее: общественное воспитание юношества без участия родителей, общие трапезы, общие земли, рабы, илоты – стеснение индивидуальной свободы и принесение ее в жертву свободе политической.

Был на земле и святый коммунизм: первая Христианская церковь в Иерусалиме1: в ней между братиями христианами все было общее, но не по уложению, а по духу любви и самоотвержения, к которому способны только избранные, облагодатствованные души или отрекшиеся от мира отшельники, заключившиеся добровольно в монастырских стенах, а не целый народ. Доказательство: первые церкви, основанные апостолом Павлом в Сирии, Малой Азии и Греции. Хотя эти церкви состояли из ревностных христиан, служащих для нас

____________________

1 Кто-то очень остроумно и верно представил в трех словах разницу между христианином Иерусалимской церкви и нынешним коммунистом: первый говорил брату: все мое – твое, а коммунист говорит: все твое – мое.

Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме».

Вариант статьи М.А. Фонвизина «О социализме и коммунизме».

1849–1851 гг.

Писарская копия с авторской правкой.

ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 294. Л. 2об.

_______
 

высокими образцами святой евангельской жизни; однако сам апостол уже не требовал от них отречения от всякой собственности, как такого совершенства в самоотвержении, которое недоступно большинству людей. Нашей падшей природе такое самоотвержение несносно – невыносимо для нее.

В истории видим мы не раз возобновление социалистских и коммунистских теорий, а также и попытки, всегда неудачные, осуществить их1. К первым, кроме Платоновой республики принадлежат: известное творение Томаса Моруса «Утопия», от него все несбыточные теории политические стали называть утопиями, – потом сочинения Мабли, Жан Жака Руссо, и особенно его «Contrat Social». В том же роде: революционные теории Робеспьера, Бабефа, новейшие умозрения Сен-Симонистов, Фурье и его фаланстер, Луи Блан, Прудона, Консидерана, Каабе, Пьера ле Ру и пр.

Попытка воззвать к жизни подобные несбыточные системы представляются еще в XII и XIII веках в еретических сектах.

 

____________________

1 Еще в древнем Риме не раз повторялись подобные попытки: аграрные законы.