О проекте

В содержательной основе Интернет-ресурса «Архивы – школам» – коллекция образов (оцифрованных графических копий) архивных документов, отражающих важнейшие моменты отечественной истории и снабженных пояснительными текстами и системой навигации.

В настоящий момент в проект включены лишь несколько тематических разделов, в дальнейшем будет происходить пополнение его образами документов, покрывающими весь объем школьной программы отечественной истории. Также будет предложен материал для уроков русской литературы, музыки и мировой художественной культуры.

Цель создания интернет-ресурса «Архивы – школам» – показать школьнику и учителю важнейшие документы по истории России, их внешний вид, способ исполнения (тип письма, почерк, способ воспроизведения – писарская копия, машинописная копия, типографская печать и т.д.), увязать рассказ об исторических событиях с представлением о связанных с ними ключевых документах.

Большинство этих документов редко покидает архивохранилища, изредка показывается на выставках, иногда присутствует на книжных иллюстрациях (которые зачастую небольшого размера и не всегда хорошего качества). Подлинный исторический документ – уникальный и хрупкий объект архивного хранения, который не может выдержать частого и длительного экспонирования. К тому же такие выставки физически доступны только жителям и гостям столичных городов. Создание специализированного виртуального ресурса служит удачным вариантом показа нашего документального наследия.

Особенность ресурса состоит в том, что документы представлены не просто цитатами и выдержками из текста, а оцифрованными графическими образами, т.е. по сути перед вами виртуальная выставка важнейших исторических документов.

Разработчики исходят из того, что в целом современные информационные возможности сети интернет позволяют как учителю, так и любому интересующемуся историей человеку найти солидный объем сведений по русской истории, включая оцифрованные тексты крупнейших исторических трудов, основных энциклопедий и справочников, классических и современных научных работ, статей из текущей научной периодики, тематические сайты, аккумулирующие материал по того или иного профиля, архивы телевизионных и радиоэфиров, богатый иллюстративный ряд. Таким образом, имеющий доступ к сети интернет современный учитель вряд ли нуждается в специальных ресурсах, объединяющих или дублирующих имеющуюся в сети историческую информацию. Именно поэтому разработчики делают ставку на показ образов документов и привязку к конкретной цели – подготовке урока.

Пользуясь данным ресурсом, вы можете быть уверены в подлинности и достоверности представленных в нем цифровых копий (образов) документов, это гарантировано профессиональной ответственностью сотрудников государственной архивной службы и авторитетом Росархива. Пояснительные тексты и заголовки написаны опытными специалистами, ряд текстов был специально заказан нами ведущим ученым, крупнейшим специалистам-историкам и отражает современный научный взгляд на обсуждаемую тему.

Документы подобраны и систематизированы таким образом, чтобы: 1) служить наглядным иллюстративным пособием во время урока; 2) давать учителю вспомогательный материал при подготовке к уроку; 3) использоваться в качестве задания для самостоятельной работы ученика. При желании учитель может также воспользоваться материалами сайта как виртуальной выставкой или распечатать изображения для демонстрации в классе.

Представленные образы документов могут также служить пособием для подготовки к ЕГЭ.

Структура ресурса: Документы ресурса объединены по крупным темам, отображающим основные события и проблемы отечественной истории. Объем наполнения каждой темы может варьироваться в зависимости от ее значимости и сложности. При отборе документов составители руководствуются: их значением для данной темы; визуальным разнообразием, позволяющим школьнику узнать о разных типах и способах оформления документов (рукописи, черновики, писарские копии, машинопись дореволюционного образца и советского времени, телеграммы, частные письма на изящной почтовой бумаге, старинные бланки и т.д.); эмоциональной увлекательностью текста документа, который может быть прочитан учеником и объяснить ему особенности исторических событий и эпохи.

Документ сопровождается пояснениями: точное название и дата документа; указание на место хранения, способ воспроизводства, размер; краткий рассказ о происхождении и особенностях представленного подлинника/копии/экземпляра. Пояснения могут также касаться таких внешних особенностей документа, как печать с кустодией, ведение делопроизводства в виде столбцов, наличие парадного футляра или, напротив, причин появления важного документа в виде записки карандашом на клочке бумаги.

Документы сопровождаются расшифровкой текста, т.е. набранным современным шрифтом текстом документа или его фрагментов. Расшифровка полностью соответствует тексту представленного изображения документа. Дизайн ресурса позволяет видеть на экране одновременно оригинал документа и расшифровку текста, чтобы школьник мог при помощи расшифровки прочесть документ или (в случае трудночитаемых старинных типов письма) хотя бы попытаться это сделать.

Авторский коллектив проекта:

Наполнение тематических разделов, отбор представленных документов – О.В. Эдельман (канд. ист. наук, ГА РФ); заголовки документов – О.В. Эдельман с использованием наработок сотрудников государственных архивов; компьютерный набор текстов документов – сотрудники Отдела изучения и публикации документов ГА РФ.

Сопроводительные тексты тематических разделов писали:

Е.И. Щербакова (к.и.н., Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) – к разделам «Народная воля» и «Петрашевцы»; О.В. Хлевнюк (д.и.н, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)) – к разделу «Большой террор. Сталинские политические репрессии. ГУЛАГ»; О.В. Эдельман (к.и.н., ГА РФ) – к разделам «Движение декабристов», «А.И. Герцен и Н.П. Огарев», «В.Г. Белинский», «М.А. Бакунин», «Н.Г. Чернышевский», «Шестидесятники», «Права человека. Политические репрессии в СССР в 1950-1970-х гг.»; текст к разделу «Революция 1917 года» написан О.В. Эдельман с использованием статьи А.П. Ненарокова и С.В. Мироненко в каталоге архивной выставки к 90-летию революции; а к разделу «Атомный проект в СССР» – О.В. Эдельман с использованием каталога архивной выставки «Атомный проект в СССР».

Дизайн, техническая реализация проекта – Н.В. Глищинская, И.В. Караваев (отдел межархивных информационно-коммуникационных проектов РГАНТД).

Авторы проекта будут благодарны всем, кто посмотрит наш интернет-проект, за отзывы и пожелания. Для этого предусмотрен раздел «Обратная связь». Можете не сомневаться, что все высказанное в ней будет нами тщательно проанализировано и по возможности учтено.