Из всеподданнейшего доклада следственной комиссии по делу петрашевцев Николаю I. Раздел доклада с изложением сути социалистических учений.

Сентябрь 1849 г.
Государственный архив Российской Федерации
Ф. 109. 1 эксп. 1849 г. Д. 214. Ч. 142. Л. 36–38 об.

20 х 32 см.

«Комиссия, в постепенном развитии своих исследований, раскрыла несколько подобных сходбищ. Большая часть этих сходбищ увлеклись преимущественно социальной системой Фурье, которая более других способна увлекать неопытный ум.

Изложение систем коммунистов и социалистов

Системы коммунистов и социалистов имеют для одних целью, а для других предлогом уравнение всех людей на Земном шаре, отвергая не только любовь к отечеству, но даже и любовь к семье как понятия односторонние, своекорыстные, враждебные любви ко всему человечеству. Социалисты и коммунисты согласны в главной идее: в равном распределении довольства между всеми людьми; не согласны лишь в мерах – как привести это в исполнение.

Система Фурье

Фурье такой же социалист, с той только разницей, что он разрушительные свои правила прикрывает увлекательными вымыслами какого-то фантастического единства и блаженства на земле, предлагая достигать оного без всяких насильственных переворотов, только путем учения и примера. Он не признает святости христианской религии и, хотя допускает бытие Бога, но определяет существо его по-своему. Он, между прочим, доказывает, что испорченность человечества происходит будто бы от ложного исторического его восприятия посредством законов общественных, не понявших законов божественных, а потому и не сообразных с человеческой природой; что люди порочны только оттого, что страсти их насильствовались неестественно и постоянно этими искусственными законами, и вследствие сего, чтоб сделать людей добродетельными, он полагает необходимым условием: удовлетворять все страсти их без всякого стеснения.

Он делает окончательный вывод, что человечество должно быть обновлено и перевоспитано, что лучшее устройство общественное – есть жизнь не государствами, а фалангами, от 800 до 1 800 человек; для каждой фаланги устраивать фаланстерий с особым дворцом для общего жительства, с великолепными садами и со всеми удобствами не только привольной, но даже роскошной жизни; доказывает исчислениями, что все это обойдется не дороже обыкновенных хижин и садов крестьянских для того же самого числа людей, и заключает тем, что будто такими совокупленными средствами для обрабатывания земли и ее произведений, не будет ни нищих, загрубелых от недостатков, ни богачей, загрубелых от роскоши; то будто масса довольства и богатства общего учетверится противу настоящего; труд сделается наслаждением, порочные страсти исчезнут, и земной шар, покрытый вместо городов и деревень процветающими фалангами, соединится под властью одного царя всего земного шара, столицей коего назначает Босфор, и будет наслаждаться неизвестным доселе блаженством.»