«Вопросные пункты,
Предложенные в присутствии Высочайше учрежденной следственной комиссии служащему в Архиве Иностранных дел студенту Николаю Огареву. Августа 20 дня 1834 года.
Вопросы
|
Ответы
|
1.
Титулярный советник Александр Герцен в письме к Вам от 31 августа 1833 года пишет, что век Анализа и разрушений, начавшийся реформацией – окончился революцией; что Франция выразила его полноту; но что в ней не может начаться новое, огромное здание обновления, а в Германии, в стране чистых тевтонов, и что, хотя поверхностные люди дивятся, что Германия не принимает ярко нынешнее направление, но что такое нынешнее направление? Контракт между господином и слугою, но не нужно ни господина, ни слуги». Далее Герцен говорит: «Я останавливаюсь, ты понимаешь мою мысль, я ее обработаю в статье для друзей». Объясните, что Вы понимаете об упоминаемом Герценом веке разрушений; чем Франция выразила полноту его; что заключают в себе слова об обновлении, могущем быть в Германии, и к чему относится выражение его: «Контракт между господином и слугою, но не нужно ни господина, ни слуги»? |
1.
Письмо сие от г[осподина] Герцена я понимаю следующим образом: В начале христианской эпохи католицизм соединил под одну идею все государства Европейские; все народы жили под единой волей Папы; все умы имели одно направление, господствовала везде одна вера, одно начало развивалось повсюду. Реформация впервые потрясла веру разбором, анализом, – где разбирали, там уже не могли верить. Посему в письме г[осподина] Герцена Реформация отнесена к веку аналитическому, разрушительному. Таковое направление умов, где господствовали разбор и критика, более и более потрясало здание общественное и, наконец, революция Французская оное разрушила; место централизации иерархической заступила республика, анархия, или конституционное правление, которое представляет только видимое слияние трех элементов общества, т.е. аристократии, народа и власти Государя, но на самом деле мешает каждому из частей общества идти путем улучшения. А сей-то путь улучшения, совершенствования есть то, что в помянутом письме названо нынешним направлением. Действительно разрушительные элементы жизни гражданской требуют обновления. Обновление же сие, по моему мнению, должно состоять в уничтожении эгоизма, поселившегося во всех разрядах гражданского общества от влияния революционного анализа. Даже эгоизм наций должен бы кончиться, и место вражды заступят мир и любовь. Как в порядке историческом человек свое себялюбие уничтожил в семействе, семейство в нации, так как любовь к семейству одержала верх над любовью к самому себе, любовь к Отечеству, к нации – над любовью к семейству, так нация должна уничтожиться в человечестве; все народы должны соединиться в одно целое – человечество. В таком состоянии действительно нет ни господина, ни слуги в том смысле, как ныне это понимается, то есть нет ни покорителя, ни покоряющегося, но в сем состоянии общего соединения человечества всегда найдется человек, волею провидения предназначенный освещать людям путь их к совершенствованию, вести их выше и выше на ступени, провидением предначертанные. Таковой человек будет центром всего человечества; таковое же состояние человечества есть, может быть, сказанное во Святом Евангелии в следующих словах: и будет едино стадо и един пастырь. Что же касается до упомянутого в письме г[осподина] Герцена о Германии, то я понимаю это таким образом, что Германия по чистоте своих нравов более способна к принятию вышеписанных мыслей, нежели Франция, где наиболее господствует эгоизм, воспрещающий людям жить соединено в совершенном мире и любви. К сим |
2. В другом письме от 19 июля Герцен так же пишет к Вам об обновлении, сими словами: «Ты прав, Saint Simonisme имеет право нас занять. Мы чувствуем (я тебе писал года два тому назад и писал оригинально), что мир ждет обновления, что революция [17]89 года ломала – и только; но надобно издать новое, палнигенезическое время, надобно другие основания положить обществом Европы, более права, более нравственности […] |
2. Saint Simonisme есть учение Сен-Симона, в котором изложена та мысль, что Европе недостаточно теперешнего устройства, и что для нее необходимо обновление; о сем я писал к г[осподину] Герцену, вероятно, после чтения о сем предмете в каком-либо журнале; он с сим согласен и полагает, что революция [17]89 года не иное что сделала, как разрушила старое, не построив, не создав ничего на место оного, между тем как государства европейские (что в письме г[осподина] Герцена разумеется […] |