Первые ракеты

Труды основоположника теоретической космонавтики имели огромное научное значение для развития теории космического полета; благодаря его идеям главный конструктор С.П. Королев и ученый в области прикладной математики и механики, президент Академии наук СССР М.В. Келдыш заложили основы практической космонавтики в 1950-х годах XX века. Именно К.Э. Циолковским было указано, что первым и необходимым этапом на пути осуществления межпланетных полетов будет создание искусственного спутника Земли.

Созданию космических кораблей и ракетоносителей, обеспечивавших их вывод на орбиту Земли, предшествовала работа многих коллективов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, которые начали создаваться в Советской России в начале 20-х годов XX века. В первую очередь – это Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) и Группа изучения реактивного движения (ГИРД). В работе этих организаций принимали участие выдающиеся советские ученые: Ф.А. Цандер, С.П. Королев, В.П. Глушко, М.К. Тихонравов и другие.

[1932–1934-е гг.]

Российский государственный архив научно-технической документации

РГАНТД. Арх. № 1-11051.

Фотография.

Московская область, Нахабинский полигон. 25 ноября 1933 г.

Российский государственный архив научно-технической документации

РГАНТД. Ф. 134. Оп. 6. Д. 13. Л. 1.

Фотография.

1939 г.

Российский государственный архив научно-технической документации

РГАНТД. Ф. 211. Оп. 14. Д. 143. Л. 1.

Фотография.

В августе 1945 г. в Германию была командирована группа советских ученых и специалистов под руководством конструктора С.П. Королева для изучения немецкой ракетной техники. Группа С.П. Королева получила в свое распоряжение детали немецкой ракеты А-4 («Фау-2»). Чертежи, технологию и расчеты им пришлось восстанавливать самостоятельно.

13 мая 1946 г. И.В. Сталин подписал постановление Совета министров СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения». Это постановление стало судьбоносным для формирования новой отрасли промышленности − ракетостроения, которое уже через десять лет сделало СССР родиной практической космонавтики. В стране начала складываться новая отрасль промышленности по изготовлению ракет дальнего действия.

Ответственными исполнителями по созданию и производству ракет были определены НИИ-88 Министерства вооружения СССР (главный конструктор С.П. Королев); завод № 456 Министерства авиационной промышленности СССР (главный конструктор В.П. Глушко); НИИ специальной техники Министерства промышленности средств связи СССР (директор и главный конструктор М.С. Рязанский) и ряд других научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.

Также в 1946 г. был создан Совет главных конструкторов под руководством С.П. Королева – неформальный совет по развитию ракетной отрасли СССР, который объединял главных конструкторов основных предприятий, участвовавших в ракетно-космической программе 1940-х – 1950-х годов.

Первой ракетой, созданной С.П. Королевым, стала Р-1. Дальность ее полета вдвое превосходила немецкую ракету.

С первых дней работы над ракетой Р-1 возник ряд серьезных технологических проблем, связанных с ограниченными возможностями советской металлургической, химической, электротехнической промышленности. Все эти задачи удалось решить. Советские инженеры превзошли немецкие достижения за очень короткий срок.

28 ноября 1950 г. первая отечественная баллистическая ракета Р-1 была принята на вооружение, а примерно через полгода началось ее серийное производство.

[Конец 1940-х гг.]

Российский государственный архив научно-технической документации

РГАНТД. Ф. 107. Оп. 2. Д. 61. Л. 1.

[Конец 1940-х гг.]

Российский государственный архив научно-технической документации

РГАНТД. Ф. 107. Оп. 2. Д. 69. Л. 1.

Фотография.

Астраханская область, 1953 г.

Российский государственный архив научно-технической документации

РГАНТД. Ф. 134. Оп. 6. Д. 32. Л. 1.

Фотография.

Казахская ССР, 1955 г.

Российский государственный архив научно-технической документации

РГАНТД. Ф. 3. Оп. 15. Д. 77. Л. 1.

Фотография.

Межконтинентальной ракетой стала Р-5. Но начало космической эры человечества положила Р-7. Ее модификация до сих пор активно используется в нескольких вариантах носителя «Союз». В ней впервые была реализована схема «пакет», когда по бокам второй ступени навешивались четыре боковых блока. Это позволяло развивать огромную мощность – 20 млн лошадиных сил. В качестве топлива использовался керосин, в качестве окислителя – жидкий кислород. По мере выработки топлива боковые блоки первой ступени отбрасывались, и ракета продолжала полет на работающем двигателе второй ступени. Первый успешный полет ракеты состоялся 21 августа 1957 г.

[Не ранее октября 1957 г.]

Российский государственный архив научно-технической документации

РГАНТД. Ф. 107. Оп. 2. Д. 77. Л. 1.

Казахская ССР, начало 1960-х гг.

Российский государственный архив научно-технической документации

РГАНТД. Ф. 3. Оп. 20. Д. 40. Л. 1.

Фотография.

Б/д

Российский государственный архив научно-технической документации

РГАНТД. СИФ. № 3459.

Б/д

Российский государственный архив научно-технической документации

РГАНТД. Ф. 107. Оп. 2. Д. 252. Л. 1.